Для плодовитого художника всплеск творчества часто может быть синонимом падения качества. Хотя нет, если вы Стивен Содерберг. Он только продолжал изобретать себя заново и продвигаться вперед, используя новые технологии, предметы и структурные авантюры. Его последний фильм «Присутствие» (Presence) — это захватывающая история о привидениях, обернутая тонкой семейной драмой, и одна из его самых амбициозных попыток. Что, если камера, которой управлял Питер Эндрюс (он же Содерберг), была призраком? И каждый кадр в фильме был одним дублем с этой точки зрения? И, что еще больше усугубляет добровольные ограничения, призрак никогда не покидает дом? С самого первого кадра, когда мы видим, как присутствие быстро перемещается по каждой комнате еще не проданного пустого дома, закладывая основу для будущих ужасов, чувствуется, что Содерберг в полном восторге от этой концепции. Воссоединившись после Кими, американский сценарий Дэвида Кеппа также не забывает детализировать своих персонажей, создавая забавное, тревожное и ловкое жанровое упражнение, которое еще раз доказывает, что Содерберг — один из самых изобретательных режиссеров, сыгравших в эту игру.
После нашего призрачного представления Джулия Фокс — первый человек, которого мы видим, она ненадолго, но с юмором появляется в роли агента по недвижимости Сиси, показывая дом семье из четырех человек: Ребекке (Люси Лью), ее мужу Крису (Крис Салливан). и их дети Хлоя (Каллина Лян) и Тайлер (Эдди Мэдей). Вскоре становится очевидно, что Ребекка управляет этой семейной единицей, быстро принимая решение двигаться вперед без каких-либо консультаций с другими. После каждого отдельного кадра с точки зрения призрака Содерберг делает резкий переход к черному цвету — иногда для того, чтобы завершить что-то шокирующее или достичь пика драматической дуги разговора, в котором мы узнаем больше о боли, которую переживает семья. Двое друзей Хлои умерли от предполагаемой передозировки наркотиков, что заставило их сделать этот шаг, разрушив многообещающую карьеру Тайлера в плавании (обида, которая поднимет голову позже). Тем временем у Ребекки на работе возникают проблемы с законом, о которых она не раскрывает полностью своему мужу, который полон решимости вернуть свою семью в гармонию.
Несмотря на то, что камера часто перемещается, намекая на сверхъестественное, Содерберг по большей части сохраняет первую половину фильма свободной от острых ощущений, создавая драматическую напряженность в семье посредством чудесно живых выступлений. Хотя нервная энергия персонажа Лю, пожалуй, самая интересная, Салливан и Лян выделяются из них. После воссоединения с Содербергом после «Ника» поведение Салливана может быть впечатляющим – особенно, когда его помещают в рамки с 14-миллиметровыми линзами в стиле «рыбий глаз», которые могут вращаться на 360 градусов – тем не менее, любовь Криса к своей семье сияет, и его взаимодействие с каждой из них сияет. предоставить некоторые из самых трогательных и юмористических моментов фильма. Пока Хлоя в исполнении Ляна переживает чувство вины и утраты своих друзей, источая огромное чувство в длительных кадрах, Крис излучает долгожданное отеческое тепло. Его персонаж также не боится сталкиваться с проблемами в лоб, и сценарий Кеппа демонстрирует модуляцию эмоциональных тонов семейных отношений с замечательными нюансами. Когда действительно начинаются острые ощущения — от перемещения книг до закрытия дверей и сбивания полок — эта первоначальная сервировка стола творит чудеса, заставляя нас полностью вкладываться в каждое путешествие персонажа.
По мере того, как Содерберг и Кепп углубляются в темы подростковой депрессии и суицидальных мыслей, давая таким весомым темам надлежащую передышку в расширенных дублях под руководством Ляна, все намерения призрачного присутствия начинают проявляться, особенно когда один из «крутых ребят» В их новой школе Райан (Западный Малхолланд, что является поистине поразительным поворотом) начинает дружить с семьей с изначально загадочными намерениями. Сплетение умело использованных, обоснованных визуальных эффектов довольно шокирует, насколько невидимый призрак ощущает себя как еще один персонаж фильма. Несмотря на некоторые пробные камни жанра, которые, возможно, более уместны во франшизе «Заклятие» (в том числе медиум с ясновидением в духовной сфере), Содерберг меньше заинтересован в том, чтобы пугать только ради того, чтобы встряхнуть свою аудиторию. В глубоко тревожном финале, в котором история семьи завершается моментом окончательного жертвоприношения, Содерберг и Кепп показывают, что человеческое поведение более пугающее, чем все, что может сотворить дух.
Премьера «Присутствия» состоялась на кинофестивале «Сандэнс» в 2024 году.