Невозможно переоценить травму, которая исследуется в «Сахарном тростнике» (Sugarcane), душераздирающем документальном фильме Эмили Кэсси и Джулиан Брэйв NoiseCat о грехах миссии Святого Иосифа в Британской Колумбии и системы школ-интернатов канадских индейцев в целом. Воодушевленные обнаружением более 200 безымянных могил в бывшей индейской школе-интернате Камлупса в мае 2021 года, NoiseCat и Кэсси беседуют со следователями и выжившими в школах, одним из которых является собственный отец Джулиана Брэйв NoiseCat: Эд Арчи NoiseCat.
С 19 века канадское правительство заставляло детей коренных народов посещать школы-интернаты, которые в основном находились в ведении католической церкви. Если заявленной целью было что-то вроде культурной акклиматизации/ассимиляции, цена, которую заплатили многие дети, была слишком велика, чтобы ее можно было подсчитать. Широко распространенные обвинения в жестоком обращении, изнасилованиях и пытках игнорировались на протяжении нескольких поколений. Розалин Сэм, пережившая миссию Святого Иосифа, рассказывает о круговом направлении отказа от ответственности. Еще будучи ребенком, она сообщила о насилии одному администратору, который направил ее к другому администратору, который направил ее к другому, пока известие не дошло до ее отца, который затем «выбил из [ее] дерьмо». И так продолжается десятилетиями.
Одним из главных героев этого фильма является Уилли Селларс, харизматичный вождь коренной нации Уильямс-Лейк (широко известной как «Сахарный тростник») нации секвепемк. Он изо всех сил пытается извлечь пользу из этой ужасной расплаты. Существует Национальный день истины и примирения, который теперь является официальным ежегодным канадским праздником 30 сентября, который отмечает ужасы прошлого и семьи, навсегда пострадавшие от этих школ и церквей, которые ими управляли. Есть также сплоченное сообщество, которому он служит, и их глубокая связь, построенная на том, что произошло раньше.
Самая убедительная сквозная линия в «Сахарном тростнике» — это отношения Джулиана с его отцом Эдом и их совместная попытка найти некое подобие мира. Когда Джулиан сообщает Эду, что они собрали рассказы о жестоком обращении со стороны других выживших, Эд просит их выслушать. «Ты хочешь знать?» — спрашивает его Джулиан, признавая их невыносимый характер и глубокие, глубокие раны своего отца. Эти раны, конечно, отразились на жизни Джулиана, суровая правда, о которой режиссер рассказывает своему отцу, человеку, который отсутствовал и был зависим на протяжении большей части своего детства. Это душераздирающая попытка примирения.
Резкие архивные кадры с детьми в школах прошлых лет служат переходными эпизодами, буквально преследующими фильм от начала до конца. Есть также болезненные воспоминания от первого лица о Рике Гилберте, бывшем вожде племени Уильямс-Лейк-Первой нации. NoiseCat и Кэсси проделывают невероятную работу, объединяя эти многочисленные учетные записи, часто принадлежащие нескольким поколениям, с информацией из текущих расследований и видеоархивами из прошлого. Есть четкое представление о том, что и с кем произошло. Менее ясно, кто будет платить за эти преступления. Видеоролики визитов Джастина Трюдо и Папы Франциска по связям с общественностью предлагают немного больше, чем вышеупомянутый официальный праздник и пару молчаливых извинений. «Сахарный тростник» в конечном итоге будет существовать как живой документ, чтобы его нельзя было забыть. Поскольку выжившие в этих школах стареют и уходят из жизни, этот фильм должен напомнить будущим поколениям, на чьих руках лежит кровь. Еще многое предстоит сделать, но это только начало.
Премьера «Сахарного тростника» состоялась на кинофестивале «Сандэнс» в 2024 году.